?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Легендарная тачанка
корзина
vaac
На Каховском плацдарме в 1967 году был воздвигнут памятник «Легендарная тачанка» (скульпторы Ю.Лоховинин, Л.Родионов, Л.Михайленок; архитектор Е.Полторацкий).


Основой конструкции тачанки была рама из деревянных брусков, скрепленных металлическими углами и накладками с помощью болтов и гаек. Впереди было сидение для ездового (кучера) с подставкой для ног. Сидение обгораживалось металлическим прутом и оборудовалось крюками, на которые ездовой мог повесить вожжи, освободив руки. От кусков грязи, которые летят из-под копыт коней, ездового защищала наклоненная под углом стенка. Сзади сидения для ездового были оборудованы пол для ног пассажиров и сидения для них. Заднее сидение было рассчитано для размещения двух пассажиров и небольшого груза. Оси были стальными, коваными; колеса деревянными, со стальными шинами и медными или латунными втулками в ступицах. Колеса крепились на ось массивными чугунными гайками, что позволяло быстро их снимать и устанавливать. Колеса были закрыты крыльями, которые защищали пассажиров от грязи, которая вылетала из под колес во время быстрого движения. Оси крепились к полуэллиптическим кованым стальным рессорам из закаленной стали. Один конец рессоры был прикреплен с помощью шарнирного соединения к рессоре кузова коляски, другой - к поперечной полуэллиптической рессоре. Такая подвеска обеспечивала плавность хода и возможность достаточно эффективной стрельбы из пулемета даже во время движения. Передняя ось была поворотной, соединялась с кузовом с помощью шкворня. Поворот осуществлялся конями, усилия которых передавались через дышло.
Как боевое средство на тачанку устанавливался станковый пулемет. Экипаж тачанки состоял из трех человек - ездового, пулеметчика и второго номера обслуги.
Расчетная масса боевой нагрузки тачанки составляла:
• 3 бойца - 240 кг;
• пулемет "Максим" на станке Соколиная - 66 кг;
• патронные коробки 5x10 кг - 50 кг;
• личное оружие и личные вещи расчета - 20-30 кг;
• фураж для коней на 2 суток - 32 кг;
• еда для бойцов на двое суток - 18 кг.
Всего - около 430 кг.

Вес качественно изготовленной двулошадной рессорной коляски составлял от 500 до 650 кг. С боевой нагрузкой это около тонны. При таких условиях двум коням поддерживать высокую скорость движения в течение длительного времени было невозможно. Динамические свойства двулошадной упряжки не удовлетворяли и требования относительной подвижности и вездеходности во время боя. Поэтому в пулеметные тачанки вместе с двумя коренными конями впрягали еще двух пристежных. Ездовой руководил конями голосом и с помощью вожжей и кнута. Он должен был удерживать в руках четыре пары вожжей. Управление четверкой коней, особенно во время быстрого передвижения в бое, требовало от ездового высокого мастерства и хорошего знания лошадей.

Памятник до сих пор остается образцом уникальности архитектурного решения. Авторский коллектив, который работал над ним на ленинградском заводе "монумент-скульптура", в 1969 году был удостоен Государственной премии СССР. Как рассказала заведующая Каховским историческим музеем Светлана Сиделкина, "Легендарная тачанка" поражает своим авторским решением: "Это олицетворение ураганной художественной силы. Впечатление полета создается из-за незначительного количества точек опор. Когда монумент собирали впервые - на заводе - на это пришли посмотреть ветераны труда, инженеры. Думали: устоит или нет? Когда стали выбивать подпоры из-под копыт, странно, но памятник стоял!" Стоит вспомнить "коллегу" каховской тачанки - известную тачанку-"ростовчанку", которая установлена при въезде в город Ростов-на-Дону. Однако тот монумент не такой масштабен, как в Каховке, и кони "не летят" так, как на Херсонщине.
С "Легендарной тачанкой" связанно много интересных историй и легенд. Так, например, авторскую группу консультировал Семен Михайлович Буденный. Когда авторы привезли показать ему первый макет, то не остались без метких советов. Буденный отметил, что хотя он не очень разбирается в памятниках, но точно знает: во время быстрого движения спиц на колесах тачанки не видно - они сливаются в сплошной круг. Так же не различить вожжи в руках извозчика... Поэтому первый макет "Тачанки" был изменен.


В 2006 году Каховка Херсонской области получила субвенцию в размере 1 млн. грн. из государственного бюджета на сохранение исторических памятников города. Как сообщили УНАН в пресс-службе облгосадминистрации, 700 тысяч из них привлечены на разработку проекта и реконструкцию памятника-монумента «Легендарная тачанка». Каховский городской совет объявил тендер на выполнение этих работ.
В городе Каховка Херсонской области 17-19 июля 2009 пройшел ІІІ Всеукраинский мотофестиваль "Тачанка 2009". Под лозунгом "Объединяемся во имя здоровья" байкеры встречали Международный День мотоциклиста.




  • 1

ВнучкаБелинскава

(Anonymous)
Очень интересно, подробно и познавательно.
А как-то залезть на тачанку или лошадь можно было? Если да, почему автор этого не сделал?

Осуществление смысла всегда включает в себя принятие решения.

  • 1